- Артем Генрихович Боровик
Артем Генрихович Боровик
Артем Генрихович Боровик родился 13 сентября 1960 г. в семье политического обозревателя, писателя и драматурга Генриха Боровика.
С 1966 г. по 1972 г. вместе с семьей жил в Нью-Йорке, где его отец работал корреспондентом Агентства печати "Новости".
После окончания школы в Москве Артем поступил в МГИМО. Студенческую практику он проходил в советском посольстве в Перу, где зарекомендовал себя с наилучшей стороны.
В 1982 г. Артем окончил факультет международной журналистики МГИМО, и был распределен в Министерство иностранных дел, однако пошел работать литературным сотрудником в международный отдел газеты "Советская Россия". В течение пяти лет он работал корреспондентом в "горячих точках". Был в Чернобыле после взрыва, писал из Никарагуа и Афганистана.
В 1987 г. Артем Боровик перешел на работу в журнал "Огонек", где до 1990 г. работал старшим корреспондентом, заведующим международным отделом журнала.
По заданию журнала несколько раз ездил в Афганистан.
В 1988 г. он несколько месяцев проходил военную службу в армии США в рамках эксперимента, в ходе которого советский журналист направлялся в американскую армию, а американский – в советскую. О своем армейском опыте Артем написал книгу "Как я был солдатом армии США".
В 1988 – 1990 гг. Артем Боровик был корреспондентом и одним из ведущих телепрограммы "Взгляд" на Центральном телевидении СССР.
В 1989 г. он начал работать в газете "Совершенно секретно" и через некоторое время стал первым заместителем главного редактора Юлиана Семенова.
В 1991 г. он стал главным редактором газеты "Совершенно секретно" и в том же году создал одноименную телепередачу на телеканале "Россия", а чуть позже – программу "Двойной портрет".
С 1992 г. по 2000 г. Артем Боровик был председателем Совета директоров информационно- издательской группы "Совершенно секретно", позднее – президентом информационного холдинга "Совершенно секретно".
С 1993 г. по 2000 г. был генеральным директором телекомпании "Совершенно секретно ‑ телеком".
С 1996 г. по 2000 г. – главным редактором журнала "Лица".
В 1997 г. он был помощником мэра Москвы Юрия Лужкова по организации юбилейных торжеств в честь 850-летия Москвы.
Артем Боровик являлся сопредседателем Совета попечителей Экзекьютив Клуба "Москва"; с 1996 г. был членом редакционных советов журналов "Власть", "Московские лица".
С 1998 г. был главным редактором газеты "Версия".
С июня 1999 г. он входил в состав совета директоров телекомпании "ТВ-Центр".
Артем Боровик участвовал в боевых действиях в Афганистане (как журналист), участвовал в движении журналистов в защиту независимой прессы, через издания своего холдинга участвовал в борьбе с коррупцией.
Он автор нескольких книг об Афганистане, книги "Встретимся у трех журавлей", "Спрятанная война" (1989, переведена на многие языки мира).
За работу в Афганистане Артем был награжден медалью "За боевые заслуги".
У него было много наград: он был лауреатом премии "Общественное признание", лауреатом премии ТЭФИ, премии "Лучшие перья России". Был награжден медалью Союза Журналистов "Золотое перо".
Он – единственный журналист (не только в России, но и во всем мире), кто дважды – в 1992 г. и 1994 г., был удостоен престижной американской премии в области журналистики Edvard murrow award.
Во время последнего интервью в своей жизни, которое Артем дал на канале НТВ в ночь с 6 на 7 марта 2000 г., от одного из телезрителей пришел на пейджер вопрос: "Если вы такой честный, почему же вы до сих пор живы?.."
Ровно через 56 часов, утром 9 марта 2000 г. самолет Як-40, выполнявший частный рейс в Киев, в котором находился Артем Боровик, разбился при взлете в московском аэропорту Шеремтьево-1. Вместе с ним погибли все пассажиры (8 человек) и члены экипажа. В числе пассажиров был также глава компании "Группа "Альянс" Зия Бажаев.
11 марта 2000 г. Артем Боровик был похоронен на Новодевичьем кладбище.
У Артема Боровика осталась вдова – Вероника Хильчевская и два сына – Максимилиан и Кристиан.
В мае 2000 г. был официально зарегистрирован Благотворительный фонд Артема Боровика, учредивший ежегодную премию за лучшие журналистские расследования, которая с 2001 г. вручается ежегодно в день его рождения.
Результаты расследования
Причины катастрофы до сих пор до конца не выяснены. В службе безопасности аэропорта не исключили, что падение самолета было "не случайным". По факту авиакатастрофы было возбуждено уголовное дело по статье "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта".
Следствие рассматривало различные версии, среди которых и террористический акт. Сотрудники холдинга "Совершенно секретно" проводили независимое расследование авиакатастрофы.
4 мая 2000 г. газета "Версия" сообщила, что сотрудники холдинга "Совершенно секретно" полагают, что Як-40 рухнул из-за какого-то внешнего воздействия.
В сентябре 2000 г. шеф-редактор холдинга "Совершенно Секретно" Рустам Арифджанов заявил, что версия крушения самолета Як-40 по причине спешки экипажа, которая перед этим была озвучена специалистами Международного авиационного комитета, "не только смешная, но и кощунственная". Представители холдинга "Совершенно Секретно" не исключают версию теракта, согласно которой крыло потерпевшего катастрофу Як-40 было покрыто так называемым жидким мазутом – веществом, способным изменить кристаллическую структуру любого металла. По словам Арифджанова, разработки жидкого мазута были начаты 12 лет назад НИИ Министерства обороны.
В июне 2001 г. было завершено расследование обстоятельств крушения самолета Як-40. Стали известны официальные результаты расследования причин гибели самолета. Однако двое членов комиссии, расследовавшей катастрофу, отказались подписать этот отчет.
Межгосударственный авиационный комитет, проводивший расследование, пришел к выводу, что к авиакатастрофе привели ошибки экипажа и авиатехников. По словам представителей комитета, при взлете экипаж принял ошибочное решение использовать нестандартное положение закрылков. Кроме того, при подготовке самолета к вылету его несущие поверхности не были обработаны противообледенительной жидкостью. Это и стало причиной аварии.
Такой же была и первоначальная версия катастрофы. Позже ее подтвердили экспериментальные полеты в Летно-исследовательском институте имени Громова, и продувки, проведенные в ЦАГИ.
Эту официальную версию гибели Як-40 поддерживают не все члены комиссии по расследованию авиакатастрофы. "Расследование не закончено хотя бы потому, что на его заключении нет двух подписей. Моей, – говорит Александр Воробьев, первый заместитель генерального директора Вологодского объединенного авиаотряда, к которому относился разбившийся Як-40, – и председателя инженерно-технической подкомиссии Якушева. У нас особое мнение. Оно не совпадает с официальным".
По мнению несогласных, причины гибели Як-40 до сих пор не установлены.
Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.